Патриотизм или национализм.

Патриотизм или национализм.


Патриотизм или национализм.
Сопоставляя эти два понятия, нередко приходится задумываться о том, насколько они друг с другом взаимосвязаны. Противоречат они друг другу или же, напротив, дополняют. Если оперировать чистой этимологией, то национализм — это любовь и приверженность к своей нации, а патриотизм — к своей "патрии", то есть к Отечеству.

По сути дела, большого различия лично для меня нет. Дело в том, что нация и народ (в этническом смысле) — это не одно и то же. Нация, как это ни парадоксально, может быть многонациональной. Но, несмотря на, вроде бы, отсутствие противоречий, именно здесь нередко появляется конфликтная дилемма "человек для государства или государство для человека". Многие из тех, кто причисляет себя к националистам, слишком сильно отдаляют "власть" от "народа", выступая при этом за "народ". В их понимании националист — это тот, кто выступает за "народ", угнетаемый "властью" или же "государством", а патриот — это сторонник этого самого "государства", угнетающего "народ". В этом же месте вступают в конфликт различные представления об источнике всех бед в современной России. Есть ведь точка зрения "В России живут замечательные люди, но правят страной жулики и воры, не дающие этим людям нормально жить", а есть другая, более близкая лично мне, точка зрения, согласно которой слишком сильно отдалять власть от народа не стоит, поскольку представители власти сами вышли из народа, а за нынешние беды России представители простых граждан, не имеющих властных полномочий, тоже, на мой взгляд, несут хоть мизерную ответственность. Просто смешно (хотя, на самом деле, грустно) это выглядит, когда человек бросает на землю окурки и прочий мусор, и параллельно восхищается тем, как чисто где-нибудь в Германии, Финляндии или даже Белоруссии, "не то, что в этой стране". То, что "там" чище на улицах, конечно, совсем не значит, что европейцы по своему менталитету менее склонны мусорить (то есть, может быть это и так, но скорее потому что высокие штрафы в течение определённого количества лет тоже вырабатывают некую систему поведения), но чисто, как говорится, там, где не сорят, то есть, если уж считаешь, что мусор на улицах — это плохо, то сначала перестань мусорить сам.

Это к вопросу о разделении страны на "народ" и "государство". А теперь, собственно, перейдём к понятию "национализм". Национализм — это, как уже сказано, любовь к своей нации. А по определению русского философа Ивана Ильина, "Национализм есть любовь к историческому облику и творческому акту своего народа во всем его своеобразии. Национализм есть вера в инстинктивную и духовную силу своего народа, вера в его духовное призвание. Национализм есть воля к тому, чтобы мой народ творчески и свободно цвел в Божием саду. Национализм есть созерцание своего народа перед лицом Божиим, созерцание его души, его недостатков, его талантов, его исторической проблематики, его опасностей и его соблазнов. Национализм есть система поступков, вытекающих из этой любви, из этой веры, из этой воли и из этого созерцания". Если использовать именно такую трактовку, то, пожалуй, я вполне мог бы назвать себя русским националистом. Я одновременно чувствую свою приверженность к Отечеству (то есть я патриот России), а также к российской нации (это полностью взаимодополняющие вещи — государство не может существовать без нации, равно как и нация без государства), а также и к русскому народу, который для России, безусловно, является государствообразующим и цементирующим (думаю, вряд ли кто-то будет спорить с тем, что если бы не русские, то чуваши и якуты вряд ли бы сейчас жили в одном государстве). Итак, если использовать традиционное понятие национализма, то я мог бы назвать себя русским националистом, причём не в сугубо этническом "русском" смысле, а именно в национальном, то есть общероссийском. Но у меня есть причины, по которым я в современных условиях не хочу и не буду называть себя этим термином.

Первая причина заключается в банальной дискредитации этого понятия в последние годы. Многие ошибочно отождествляют национализм с нацизмом. При употреблении термина "русские националисты" у многих в мыслях возникают бритоголовые парни, машущие чёрно-жёлто-белыми флагами на "русских маршах" и избивающие среднеазиатов и кавказцев. То есть понятие "национализм" определяется как синоним к понятиям "шовинизм" и "ксенофобия", а то и вовсе "нацизм". Параллель с термином "шовинизм", правда, не вполне верна, поскольку этот термин имеет подчёркнуто отрицательную окраску, то есть многие с гордостью произносят "я националист", но едва ли кто-то скажет "я шовинист". То есть одно из искажений понятия "национализм" указывает на представления некоторых националистов об этнической составляющей нации как наиважнейшей ("русский — это генетический код, а не состояние души").

Но есть и второй, более важный для меня пример дискредитации этого понятия. Суть в том, что нынешний русский национализм зачастую бывает совершенно деструктивен в отношении российского государства. Те, кто причисляет себя к русским националистам, слишком часто выступают с откровенно пассивных и пораженческих позиций. Стратегия этих позиций — строить некое "уютное русское государство", отгородиться ото всех, отделить Кавказ и так далее. Так называемые "националисты", которые якобы заботятся о будущем русского народа, на деле намного чаще обсуждают не русских, а кавказцев или среднеазиатов. Они мне напоминают профессиональных "ожидателей конца света" из околоцерковной среды (или, как их ещё в шутку называют, "ультраправославные") — такие люди, которые постоянно твердят о том, что мы живём в последние времена и указывают на "признаки" скорого пришествия антихриста — всякие там ИНН, штрих-коды и тому подобное; и эти люди, по-моему, намного чаще говорят об антихристе, чем о Христе, и намного меньше заботятся о спасении своей собственной души, чем о том, чтобы не принять "печать антихриста" в виде ИНН. Так же и здесь — никакой на деле заботы о судьбе русского народа, лишь гневные пассажи в адрес народов Кавказа и Средней Азии. Эти люди демонстрируют страх перед выходцами из этих краёв в сочетании с нежеланием как-то решить существующие проблемы. Конечно, легче просто взять и отделить какую-то часть страны, если с ней есть какие-то проблемы, и ей довольно трудно управлять, — для этого думать много не надо. Для этого не надо думать и о том, что страна — это цельный организм, и изъятие одного органа неизбежно скажется на состоянии и других. Сначала отделяем Кавказ, потом Татарстан и Башкирию, потом Туву и Бурятию, а потом уже и значительно русифицированные Мордовию и Удмуртию, а в итоге отделяем всё, что находится восточнее Урала (зачем, дескать, нам эта обуза в виде неосвоенной тайги и болот, мы строим уютное европейское государство, так что ну его, отделим нафиг, а они там пусть сами справляются) и остаёмся в границах Московской Руси времён Ивана Грозного. Примечательно, что эти "шапочные националисты" демонстрируют подобное отношение не только к Кавказу и Средней Азии, но даже и к более близким нам Белоруссии и Украине. В общем, националисты нынче просто обмельчали. Они готовы сдать все позиции России там, где для нашей страны и нашего народа появляются те или иные трудности, — сдать, вместо того, чтобы попытаться решить эти трудности, сдать ради сиюминутного комфорта, не задумываясь о будущих последствиях. Как тот хирург из анекдота, бросивший скальпель со словами "Опять ничего не получается!". Наши предки когда-то наоборот страну расширяли: Ермак присоединял Сибирь, Дежнёв и Хабаров покоряли Дальний Восток, а врачи и учёные из "уютной" Центральной России ехали в бескрайнюю Сибирь и Среднюю Азию; а многие наши современники стремятся всё раздать, и те самые врачи и учёные из прошлого показались бы им сейчас полными идиотами. Пораженческая позиция, направленная на повсеместную сдачу позиций и на отказ от всего, что представляет трудность, уважения не вызывает. Плохо, когда нет пассионарности (почти по Гумилёву).

Итак, по названным причинам я не называю себя русским националистом. Во-первых, я не хочу, чтобы обыватели записывали меня в один ряд с отморозками, кидающими зигу и бьющими таджиков, кавказцев и негров. А во-вторых, я не хочу стоять в одном ряду со всевозможными отделителями Кавказа и строителями "уютного русского государства". Поэтому я не националист, я патриот России. Причём России, как чего-то большего, чем современное государство Российская Федерация, — но это тема уже для отдельного разговора.скачать dle 10.3фильмы бесплатно
  • Автор: Ultimatum
  • 26-03-2014, 22:33
  • Просмотров: 1372


Имя:*
E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *