Традиционные способы посвящения.



ТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ПОСВЯЩЕНИЯ
Традиционные способы посвящения. Обряд приобретенияпередачи сакральных знаний. В территориальном аспекте обряда посвящения русского «знающего» можно выделить три основные пространственные зоны, наделенные особым семантическим значением, где традиционно неофит приобщается к волшебной «силе». Это, в первую очередь, пространство бани. Следующим локусом, часто упоминаемым в мифологических рассказах о приобретении «темных» знаний является перекресток или росстань. Лес, выделенный нами как третья территориальная зона, связанная с обрядом инициации выступает как основное место проведения инициации, главным образом в сказках. Именно в лесу на долю героя выпадают самые опасные испытания, здесь же он получает волшебных помощников. Для обряда посвящения могут использоваться и другие сакральные «зоны» (например, хозяйственные постройки - рига, гумно, берег реки, кладбище, какая-либо местная возвышенность, гора).

При рассмотрении символических особенностей каждого из названных локусов, мы, прежде всего, старались уделить внимание тому, какую мифологическую нагрузку они несут в сознании носителя традиционной культуры, и каким образом это влияет на выбор места проведения обряда посвящения.

Баня. Традиционно баня располагаясь на задворках неподалеку от дома, на пригорке или под ним, около речки или озера, что содержит важное символическое значение, к рассмотрению которого мы вернемся чуть позже. Баня, даже находясь в непосредственной близости с жилыми постройками, воспринималась как удаленное сооружение:

«Баня, сколь ни близко построена к жилью, считается все равно, что в семи верстах от него».

Обрядовые функции бани многочисленны - баня фигурирует в свадебных, родильных и похоронных обрядах, в народной медицине и гаданиях. Для отношения к бане характерны почтительность и повышенное уважение. В бане локализуются магические воздействия на человека со стороны сверхъестественных сил, причем оно стимулируется словами заговора, т.е. языческих молитв, и соответствующими действиями. Здесь, например, пытался излечить «пациента» знахарь, что подчас не исключало использование приемов психотерапии: «... а иногда и сам знахарь топит ночью баню и в ней парит больного (причём баня приготавливалась специально для больного); бывает ли лучше после такого лечения или нет — о том молчат» .

Баня осмыслялась в качестве того сакрального пространства, где определялось, прояснялось будущее. Здесь, и особенно в святки, гадали перед зеркалом, ожидая появления в нем изображения суженого. Сюда приходили «слушать», т.е. угадывать свою судьбу на будущий год по звукам, доносящимся время от времени в тишине и определённым образом интерпретированным гадающими. Именно в баню направлялись для того, чтобы обрести магические предметы: шапку - невидимку, разрывную кость, имеющую свойства разрыв-травы, четверговую соль, обладающую особой целебной силой, или четверговый шнурок, спасающий его обладателя в течение всего года от происков колдунов, и пр.1

Пространство бани составляло единый комплекс, включающий в себя огонь, дерево, камень, воду (возможно, в какой-то мере и воздух: пар) -основные элементы природы и человекотворения, как и атрибуты, посредством которых программируется жизнь моющегося в «обрядовой» бане.

Являясь частью окультуренного пространства, баня принадлежала помимо этого и к миру «природному», находящемуся за пределами сферы мирского существования. Символически баня располагалась на границе, выступала в роли прохода, соединяющего «тот» свет с «этим» светом. Именно в бане желающий стать колдуном встречал разного рода зооморфных существ, например, разрастающуюся во всю баню лягушку .

«...Вот зайдешь в баню, там будет наподобие жабы сидеть. Нужно в эту жабу зайти... Зайдешь и выйдешь. И... все колдовство примешь» .

Важно отметить связь бани с такими природными стихиями как вода и огонь. Вода в традиционных представлениях русских в первую очередь рассматривалась как стихия очищающая, изгоняющая и лечащая все болезни. Контакт с водой всегда предполагал очищение и восстановление - погружение в воду всегда должно было повышать и активизировать потенции жизни и творящую силу. В виде краткой формулы модно сказать, что вода символизировала полноту, совокупность всех потенций; вода - это лоно всякого возможного существования. Как отмечает М.Элиаде, через ритуал инициации вода дарила «второе рождение», через ритуал магический - исцеляла, через ритуал заупокойный - обеспечивала возрождение после смерти . Вода заключала в себе возможности всякого бытия, а потому являлась символом жизни.

Огонь, как и вода, в народном сознании играл огромную символическую роль. Здесь мы сталкиваемся с представлением об очистительной и омолаживающей силе огня. Если мы обратимся к материалу волшебных сказок, то увидим, что сжигание, обжигание, обжаривание всегда ведет к величайшему благу для героя . Огонь, что важно для нас, практически всегда является одним из главных атрибутов обряда.

Источник:





скачать dle 10.3фильмы бесплатно
  • Автор: Администратор
  • 3-12-2015, 13:19
  • Просмотров: 1063

Похожие публикации



Имя:*
E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *